Особенности организации образоваТельного процесса при
изучении учебного предмета «Иностранный язык»
1.
Учебные программы
В 2024/2025 учебном
году при изучении учебного предмета «Иностранный язык» (английский, немецкий,
французский, испанский, китайский) будут использоваться учебные программы,
утвержденные Министерством образования Республики Беларусь в 2023 году.
Учебные
программы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный
процесс. 2024/2025 учебный год / Общее среднее образование / Учебные
предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы / Английский язык; Немецкий язык; Французский язык; Испанский язык; Китайский язык.
2.
Учебные издания
Электронные версии
учебных пособий размещены на национальном образовательном портале: http://e-padruchnik.adu.by.
К 2024/2025 учебному
году переизданы с учетом результатов опытной проверки, диалоговых площадок,
общественной экспертизы отдельные учебные пособия. Информация о переизданных
учебных пособиях размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный
год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы
/ Английский язык; Немецкий язык; Французский язык; Испанский язык; Китайский язык.
В переизданных учебных
пособиях актуализирован лингвострановедческий материал, расширен национальный
контент, способствующий реализации воспитательного потенциала учебного предмета;
доработан языковой материал в соответствии с компетентностным подходом к
обучению иностранным языкам; увеличено количество заданий, направленных
на развитие коммуникативных умений; представлен тематический словарь к каждому
разделу; обновлено содержание электронных приложений к учебным пособиям (дидактические материалы,
диагностические материалы, тексты для чтения, интерактивные задания).
Рекомендации
по работе с учебными пособиями размещены на национальном образовательном
портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный
год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы.
V–XI классы
/ Английский язык; Немецкий язык; Французский язык; Испанский язык; Китайский язык.
Информация
об учебно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебному
предмету «Иностранный язык» в 2024/2025 учебном году размещена на национальном
образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный
год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы; Учебные предметы. V–XI классы
/ Английский язык; Немецкий язык; Французский язык; Испанский язык; Китайский язык.
3. Организация образовательного процесса при изучении
учебного предмета на повышенном уровне
Для базового и
повышенного уровней изучения иностранного языка предусмотрен учебный материал в
рамках предметно-тематического содержания сфер общения.
Как на базовом, так и на повышенном уровне изучения иностранного языка
отбор содержания обучения должен обеспечивать формирование у учащихся
готовности к межкультурному общению, взаимопониманию, воспитывать у них
уважительное отношение к культурным традициям стран изучаемого языка, развивать
способность передавать в процессе иноязычного общения собственные мысли и
чувства.
Различие при изучении
иностранного языка на базовом и повышенном уровнях определяется объемом продуктивного и рецептивного
словаря, количеством грамматического материала, подлежащего продуктивному
усвоению, количеством решаемых коммуникативных задач и степенью их сложности.
При изучении иностранного языка на базовом уровне учащимся предлагается
решать коммуникативные задачи преимущественно в стандартных ситуациях
(например, рассказать о
профессиях, востребованных в современном обществе; расспросить о популярных
профессиях в стране изучаемого языка; обосновать свой выбор профессии).
При изучении иностранного языка на повышенном уровне учащиеся должны решать
коммуникативные задачи в стандартных ситуациях, а также проблемные задачи на
основе более глубоких социокультурных и (или) энциклопедических знаний (сравнить
особенности различных профессий; аргументировать важность владения иностранным
языком в профессиональной деятельности). Моделирование разнообразных ситуаций
межкультурного общения является неотъемлемой частью обучения иноязычной устной
речи.
При обучении иностранному языку на повышенном уровне особое внимание
уделяется овладению разговорными нормами изучаемого языка, приемами самостоятельной
работы с иноязычными источниками информации; подготовке учащихся к
самообразованию и приобретению личного опыта межкультурного общения; развитию
качеств поликультурной личности, востребованных в современном
информационном обществе в условиях глобализации.
В 2024/2025 учебном году в V–IX классах базовой школы, средней школы, школы-интерната для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в VIII–IX классах гимназии предусмотрена
возможность увеличения количества учебных часов, отводимых на изучение
иностранного языка (не более чем на 2 часа), за счет часов
компонента учреждения образования.
Дополнительное учебное время должно быть использовано:
для совершенствования навыков и развития умений устной речи учащихся
путем решения более сложных коммуникативных задач, позволяющих расширить и
углубить опыт иноязычной коммуникативной деятельности;
увеличения объема продуктивно усваиваемого лексического и
грамматического материала в пределах единого с базовым уровнем
предметно-тематического содержания;
освоения стратегий речевого и неречевого поведения, соответствующего нормам
и требованиям, принятым в странах изучаемого языка;
повышения уровня готовности учащихся к самообразовательной деятельности
по овладению иностранным языком;
развития компенсаторных умений во всех видах речевой деятельности;
развития учебно-познавательных умений учащихся.
При обучении иностранному языку в объеме 4 (5) учебных часов в неделю необходимо ориентироваться на требования учебной программы к изучению
иностранного языка на повышенном уровне.
4. Особенности
типового учебного плана лицея
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2024
№ 47 утвержден типовой учебный план лицея. Типовым планом лицея предусмотрена
возможность изучения учебного предмета «Иностранный язык» (английский,
немецкий, французский, испанский, китайский):
на базовом уровне в X и XI классах (на изучение учебного предмета
установлено 2 учебных часа в неделю в каждом классе);
повышенном уровне в X и XI классах (на изучение учебного предмета
установлено от 4 до 6 учебных часов в неделю в каждом классе).
Содержание учебного предмета, основные требования к результатам учебной
деятельности учащихся определены в учебной программе по учебному предмету
«Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)
для X–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы
общего среднего образования, с русским (белорусским) языком обучения и
воспитания.
Учитель самостоятельно планирует распределение учебного материала по
темам с учетом конкретных условий обучения и специфики учреждения образования.
5. Особенности организации образовательного процесса
5.1.
В 2023 году проведено национальное
исследование качества образования (далее – НИКО), направленное на выявление
уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся. Рекомендации по
результатам НИКО, которыми следует руководствоваться в целях формирования
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности,
размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/
Главная / НИКО.
Формирование у учащихся функциональной
грамотности средствами учебного предмета предполагает развитие
способности использовать приобретаемые знания, навыки и умения для решения
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и
социальных отношений.
Процесс формирования функциональной грамотности
требует от учителя использования методов и приемов обучения, позволяющих
развивать инициативную, самостоятельную и творчески мыслящую личность.
Ведущая роль в формировании функциональной грамотности
отводится заданиям, в основе которых лежат различные жизненные ситуации.
Подобные задания не имеют четко выраженного алгоритма решения и не являются
стандартными по своей сути. Для их выполнения необходимо использовать
межпредметные знания и умения, универсальные учебные действия, требующие
критического и креативного мышления, поиска и переработки информации.
Читательская грамотность на иностранном
языке предполагает владение комплексом умений:
извлекать и
понимать информацию из разных источников в соответствии с целями и задачами
коммуникации (определять тему; извлекать ключевую, основную, дополнительную
информацию; определять взаимосвязь фактов и выстраивать их логическую
последовательность; делать выводы; определять замысел автора);
понимать смысловое
содержание иноязычных аутентичных текстов с разной степенью точности, глубины и
полноты;
прогнозировать,
находить, сравнивать, оценивать и интерпретировать информацию, содержащуюся в
различных аутентичных источниках;
обосновывать и
аргументировать свою точку зрения.
Для
формирования у учащихся читательской грамотности на
учебных занятиях по иностранному языку следует использовать специально
отобранные тематические тексты для чтения из национальных учебно-методических
комплексов по иностранным языкам, а также дополнительные тексты. Эффективной
будет работа с двумя и более текстами. Это позволит интегрировать различные типы
информации и продемонстрировать разнообразный характер взаимосвязи между
источниками информации.
5.2. К 2024/2025
учебному году подготовлены и размещены на национальном образовательном портале УМК факультативных
занятий по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе проектной учебно-познавательной
деятельности:
https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный
год / Общее среднее образование / Учебные предметы. I–IV классы
/ Учебно-методические комплексы факультативных занятий по формированию
функциональной грамотности учащихся;
https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный
год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы
/ Учебно-методические комплексы факультативных занятий по формированию
функциональной грамотности учащихся.
В УМК факультативных занятий по формированию функциональной грамотности учащихся в области
коммуникации на иностранном языке входят учебная
программа, дидактические материалы (пособие для учащихся), методические рекомендации для организации и
проведения факультативных занятий (пособие для учителей).
5.3.
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык»
В 2024/2025
учебном году актуальными остаются реализация в образовательном процессе воспитательного
потенциала учебного предмета «Иностранный язык», направленного на формирование
у учащихся нравственных ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, чувства
гражданственности и патриотизма, уважения к историческому прошлому белорусского
народа, способности к успешной социализации в обществе.
Решение
этих задач способствует формированию атмосферы мира и согласия
в белорусском обществе и напрямую связано с достижением учащимися
личностных образовательных результатов, отраженных в образовательных стандартах
и учебных программах.
В этом контексте необходимо обратить внимание учащихся на
важность знания героического прошлого белорусского народа, национальной
культуры и традиций, что способствует передаче духовного опыта народа, воспитанию
уважения к отечественной культуре и истории.
Учебной
программой по учебному предмету «Иностранный язык» предусмотрено достижение
учащимися следующих личностных образовательных результатов: сформированность качеств
поликультурной личности, владеющей системой гуманистических ценностных
ориентаций и способной осуществлять межличностное общение в контексте диалога
культур; знание национально-культурных ценностей своей страны и стран
изучаемого языка; умение представлять свою страну в условиях иноязычной межкультурной
коммуникации.
При
организации образовательного процесса особое внимание необходимо уделять
развитию культуры речи учащихся, формированию уважительного отношения к
собеседнику.
Воспитательный потенциал урока в наибольшей мере можно реализовать через
предметно-тематическое содержание следующих тем: «Праздники», «Телепередачи»
(V класс); «Республика Беларусь и страны изучаемого языка»,
«Фильмы. Книги» (VI класс); «Спорт» (VII
класс); «Литература», «Кино», «Музыка» (VIII класс);
«Межличностные отношения» (IX класс); «Выдающиеся люди
Республики Беларусь и стран изучаемого языка» (X класс);
«Семья», «Национальный характер», «Социокультурный портрет Республики Беларусь
и стран изучаемого языка» (XI класс).
При организации образовательного процесса по китайскому языку рекомендуется
использовать материалы, размещенные на сайтах Республиканского института
китаеведения имени Конфуция Белорусского государственного университета (https://rci.bsu.by), Института Конфуция Минского
государственного лингвистического университета (https://www.mslu.by/ci/).
С целью расширения международного сотрудничества
в гуманитарной, образовательной сферах в рамках развития белорусско-китайских
отношений
необходимо активизировать информационно-разъяснительную работу среди учащихся,
их законных представителей, направленную на популяризацию изучения китайского
языка, культуры и традиций китайского народа. Целесообразно проводить в
учреждениях образования недели китайского языка, викторины, конкурсы
эпистолярного жанра и иные мероприятия, а также освещать данные мероприятия в
средствах массовой информации, социальных сетях.
5.4. Деление класса на группы при организации образовательного процесса
по иностранному языку осуществляется в соответствии с требованиями,
установленными в п. 41 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением
Министерства образования Республики
Беларусь от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об учреждении общего
среднего образования).
Порядок продолжения изучения учащимися V–XI (XII) классов ранее изучаемого иностранного
языка, который не изучается в данном учреждении образования, определяется Положением
об учреждении общего среднего образования (п. 65).
Обращаем внимание на то, что при
организации образовательного процесса учитель обязан руководствоваться
основными требованиями к результатам учебной деятельности учащихся по
соответствующей теме, определенными в учебных программах для III–IV, V–ІX и X–XI классов, на основе которых он составляет
календарно-тематическое планирование, разрабатывает поурочное планирование с
учетом реальных условий обучения и воспитания в конкретном классе.
5.5. Предметом контроля и оценки на учебном
занятии по иностранному языку должно быть содержание компонентов иноязычной
коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной, учебно-познавательной).
При организации контроля результатов учебной деятельности учащихся не
допускается предъявление требований, не предусмотренных учебными программами.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному
предмету «Иностранный язык» осуществляется в соответствии с нормами
оценки результатов учебной деятельности учащихся, которые определены в приложении
13 к Правилам проведения аттестации учащихся при освоении содержания
образовательных программ общего среднего образования, утвержденным
постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022
№ 184.
Требования к контролю и
оценке результатов учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими
содержания образовательной программы общего среднего образования устанавливаются Методическими указаниями
по организации контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся по
учебным предметам при освоении содержания образовательных программ общего
среднего образования, применению норм оценки результатов учебной деятельности
учащихся по учебным предметам, утвержденными 15.09.2022 (пункт 24).
5.6. В обучении иностранному языку рекомендуется чередование и
сочетание различных видов домашних
заданий: устных, письменных;
обязательных, по выбору; общих, дифференцированных; комбинированных,
творческих. Домашним заданиям творческого характера предшествует подготовительная
работа на уроке.
Домашние задания должны быть разнообразными по форме, виду планируемой деятельности и
посильными для выполнения учащимися. Обращаем внимание, что в учебно-методических
пособиях для учителей предлагаются варианты домашнего задания. Учитель может
выбирать его с учетом того, что было выполнено на уроке в каждой конкретной
группе (конкретном классе).
С целью предупреждения перегрузки
учащихся учителю необходимо следить за объемом домашнего задания, объяснять на
уроке содержание, порядок и приемы его выполнения.
5.7. Страницы классного журнала заполняются на том
языке, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении общего
среднего образования. Допускается записывать на иностранном языке языковой
материал, представленный в учебных программах.
При заполнении
графы «Змест вучэбных заняткаў» название
темы записывается один раз согласно учебной программе. На последующих уроках
поэтапно обозначаются конкретная ситуация общения и вид речевой деятельности
учащихся (монологическая речь, диалогическая речь, полилогическая речь, чтение,
восприятие и понимание речи на слух, письменная речь). Языковой материал
записывается в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Например:
Здоровый образ
жизни. Монологическая речь.
Принципы
здорового питания. Чтение. Present Simple.
Название факультативного занятия записывается в
журнале в соответствии с названием учебной программы, например:
практикум по
чтению;
второй иностранный язык (испанский).
6. Дополнительные ресурсы
Полезную информацию для
подготовки к учебным занятиям можно найти на следующих интернет-ресурсах:
https://eior.by – единый
информационно-образовательный ресурс;
http://boxapps.adu.by – комплекты интерактивных дидактических материалов по
учебному предмету «Иностранный язык»;
http://www.belarus.by/ru/travel/heritage – официальный сайт Республики Беларусь;
http://www.belstat.gov.by/ –
Статистический ежегодник Республики Беларусь.
7. Организация методической работы
Для организации
деятельности методических формирований учителей иностранных языков в 2024/2025 учебном году предлагается единая тема: «Повышение качества образования
средствами учебного предмета «Иностранный язык», в том числе в контексте
формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель методической работы: совершенствование профессиональной
компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности
учащихся.
На августовских
инструктивно-методических совещаниях рекомендуется обсудить следующие вопросы:
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение
образовательного процесса по
иностранному языку в 2024/2025 учебном году:
Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные
нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного
процесса на I, II и III ступенях общего среднего
образования, особенности выполнения их требований в новом учебном году;
вопросы
безопасности организации образовательного процесса в учреждениях общего
среднего образования;
новые учебные
издания по учебному предмету
«Иностранный язык»;
анализ результатов
и направления совершенствования подготовки
учащихся к централизованному экзамену по
иностранному языку на III ступени
общего среднего образования.
2. Планирование методической работы с
учителями иностранного языка в 2024/2025 учебном году с учетом анализа
результатов предыдущего учебного года.
Развитие профессиональной компетентности учителей
иностранного языка осуществляется через работу методических формирований:
школьного, районного (городского) учебно-методических объединений, школы
молодого учителя, школы совершенствования педагогического мастерства, школы
передового педагогического опыта, творческих и проблемных групп и др.
Деятельность методических формирований должна
планироваться на основе анализа результатов
методической работы за предыдущий учебный год с учетом требований
нормативных правовых актов, образовательного и квалификационного
уровней педагогов, их профессиональных интересов, запросов, содействовать
профессиональному развитию педагогов.
В
течение учебного года
на заседаниях методических формирований учителей иностранных языков
рекомендуется рассмотреть теоретические и
практические аспекты формирования функциональной грамотности учащихся, вопросы
методики преподавания учебного предмета в контексте рассматриваемой темы с
учетом имеющегося эффективного педагогического опыта учителей региона:
проектирование учебного занятия по
иностранному языку с использованием современных методов и средств обучения,
различных форм организации учебного взаимодействия, направленных на
формирование функциональной грамотности учащихся;
проектно-исследовательская деятельность
на уроках иностранного языка в контексте формирования функциональной
грамотности учащихся;
функциональные и содержательные
возможности учебных пособий по иностранному языку как средство развития
читательской грамотности учащихся;
совершенствование навыков аналитической
работы с текстом на уроках иностранного языка для формирования эмоционального и
социального интеллекта как компонентов функциональной грамотности учащихся;
практико-ориентированные задания по
иностранного языку как средство формирования функциональной грамотности
учащихся;
воспитательный и развивающий потенциал
урока иностранного языка.
С
целью обеспечения условий для развития профессиональной компетентности учителей иностранных языков в государственном
учреждении образования «Академия образования» проводятся мероприятия в
соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий
дополнительного образования педагогических работников (https://clck.ru/3AJ8HA).
Образовательные программы повышения квалификации
учителей иностранного языка реализуются также на базе Института повышения
квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Минский государственный лингвистический
университет» (https://mslu.by/ipk).
Научно-информационную
и организационно-методическую помощь учителям
иностранных языков оказывает журнал «Замежныя мовы» (государственное предприятие
«Издательство «Адукацыя і выхаванне»). Журнал знакомит с современными подходами, методами и технологиями обучения
иностранному языку, а также публикует разработки уроков и внеклассных
мероприятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий